205 лет со дня рождения Александра Даргомыжского

14 февраля 2018

Александр Сергеевич Даргомыжский (1813-1869) – выдающийся композитор, основоположник реалистического направления в русском искусстве XIX века.

Получив хорошее домашнее образование, будущий композитор был радушно принят в самых известных музыкально-литературных салонах Петербурга. Он много и с успехом выступал как пианист и аккомпаниатор. Однако главным событием, повернувшим его жизнь в новое русло, стала встреча с композитором Михаилом Глинкой. Многолетняя близкая дружба связала двух корифеев русской музыки. Но каждый из них шел своим путем. «Хочу, чтобы звук прямо выражал слово; хочу правды» – эти знаменитые слова композитора Александра Даргомыжского стали его творческим девизом в искусстве. Поиск особой музыкальной выразительности, связь слова с музыкой, музыкальная интонация, позволяющая воссоздать подлинный человеческий характер, – лирико-психологическая линия музыкальной драматургии всегда была в центре внимания Даргомыжского. Его герои – «маленькие люди», подобно персонажам Гоголя и Салтыкова-Щедрина, страдали, любили, радовались и горевали – жили своей обычной жизнью на страницах музыкальных партитур композитора.

Романсы Даргомыжского «Я вас любил», «Юноша и дева», «Ночной зефир», «Вертоград», Мне грустно», «И скучно, и грустно», и особенно последние – «Червяк», «Титулярный советник», «Старый капрал», далеко покинули пределы своего привычного жанрового наполнения: талант композитора превратил их в реалистичные, лирические, а порой и трагические жанровые сцены. Опера «Русалка», наряду с операми Глинки, послужила прочной основой русской оперной школы.

Творчество Александра Даргомыжского проложило путь величайшим творениям композиторов «Могучей кучки». Посвятив один из своих вокальных шедевров Даргомыжскому, Модест Мусоргский написал: «Великому учителю музыкальной правды».