При поддержке Фонда прошел семинар «Взаимодействие кино и музыкального продюсера»

28 февраля 2013
19 февраля 2013 года в Доме кино прошел образовательный семинар для студентов и выпускников творческих ВУЗов «Взаимодействие кино и музыкального продюсера», организованный НФПП и Молодежным центром Союза кинематографистов РФ.

В конференц-зале Дома кино собрались начинающие продюсеры и режиссеры – все те, кто интересуется вопросами использования музыкальных произведений в аудиовизуальном контенте.

Семинар провел Максим Дмитриев, генеральный директор «Первого музыкального издательства». Модератором обсуждения выступил Филипп Абрютин, один из координаторов Молодежного центра СК РФ.

Первая тема, которая была затронута в обсуждении, – это вопрос использования музыки в студенческих кинофильмах. Филипп рассказал о расхожем среди студентов заблуждении о необязательности лицензирования музыки в учебных и фестивальных работах.

Максим Дмитриев подробно разъяснил, что 4-я статья Гражданского Кодекса РФ полностью обеспечивает защиту авторских прав музыкантов и композиторов. Директор издательства указал, что неохраняемыми произведениями являются только народные и те, у которых истек срок действия авторских прав – после 70 лет от смерти последнего соавтора. Таким образом, «песни Шаляпина, - прокомментировал Максим, - можно использовать в учебных работах без разрешений, т.к. они не охраняются ГК РФ».

В случае если права находятся под защитой, то необходимо получать разрешения от авторов или их наследников. «Например, правами на песни Исаака Дунаевского обладают 6 наследников, соответственно договариваться об использовании музыки необходимо со всеми шестью. Причем наследники владеют правами в неравных долях. В частности, один из наследников владеет 1,6% прав, но назначить цену за использование своей части прав он может любую, т.к. права на конкретную песню – естественная монополия композиторов или их наследников. В каждом случае вопрос решается индивидуально».

Как пояснил Дмитриев, «любое использование музыкального произведения в составе сложного аудиовизуального произведения без разрешения незаконно и влечет за собой юридические последствия, даже если песня звучит из радиоприемника, или ее напевают герои фильма». Что же касается стоимости использования музыкальных произведений, то на ценообразование влияет продолжительность использованного произведения, рекламный бюджет фильма и ряд других факторов. «Никаких фрагментов (5 или 15 секунд), которые можно было бы использовать без разрешения, не существует. По закону это недопустимо»,- заметил директор «Первого музыкального Издательства».

Тем не менее, в практике Максима Дмитриева были случаи использования музыки в некоммерческих фильмах совершенно бесплатно по согласию правообладателей. Это делается для поддержки молодых кинематографистов и является распространенной практикой в России и во всем мире. В этом случае в договоре на передачу лицензии четко оговаривается некоммерческое использование аудиовизуального продукта. В случае появления коммерческих перспектив у нового фильма лицензия пересматривается и происходит новое ценообразование. «Но в любом случае продюсер фильма должен обратиться в письменном виде к нам, если мы являемся правообладателями музыки, либо в другие издательства со своей просьбой об использовании музыкального произведения, и, по возможности, подробно описать некоммерческий характер использования музыки»,- пояснил Дмитриев.

Необходимо помнить, что штрафы за нелицензионное использование музыки установлены законом в достаточно высоких рамках – от 10 тысяч до 5 миллионов рублей. По опыту Максима Дмитриева, был прецедент получения максимального штрафа с «нарушителя» авторских прав Исаака Дунаевского. Обычно сумма зависит от решения суда: судья решает, насколько «злостным» было нарушение, и определяет размер штрафа после изучения всех деталей дела.

Если говорить об «истории вопроса», коммерческая защита авторских прав в России началась в 1998 году, после принятия нового ГК РФ. До включения в законодательство понятия «авторских прав на объект музыкального произведения» защита авторских прав не являлась рыночным механизмом. По опыту Максима Дмитриева, с 1999 по 2005 год рынок кино и телевидения «переваривал» новые законы и становился цивилизованным. Привыкание к новым реалиям было трудным и болезненным как для кинопродюсеров, так и для телевизионного руководства.

За это время на рынке появилось несколько крупных компаний, которые защищают авторские права композиторов и музыкантов. Они же выдают разрешения на использование произведений в кинофильмах. Если права музыкантов не находятся в компаниях, подобных «Первому музыкальному издательству», необходимо искать автора произведения и заключать договор лично с ним. Контакты практически всех обладателей прав на музыкальные произведения можно найти в «Российском авторском обществе» . Если же правообладатель на музыкальный фрагмент не нашелся, то необходимо написать письма о его поиске во все возможные инстанции, а также разместить на сайте своей кинокомпании, чтобы у проверяющих органов в дальнейшем не было претензий. Также Максим Дмитриев рассказал о забавном случае, когда один из мейджоров Голливуда ошибочно решил, что песня «Ой, цветет калина» является народной и использовал ее фрагмент, нарушив авторские права.

Обычно в полнометражном фильме стоимость музыки составляет до 10 процентов бюджета. Максим Дмитриев обратил внимание на различие музыки для фильмов-пародий, подобно картине «Самый лучший фильм», в которой важна конкретная музыка, отсылающая к образу, который пародируется, и оригинальной музыкой, которая пишется специально для фильма. В качестве примера удачного сочетания известной музыки и авторского подхода Максим привел в пример фильм «Стиляги», где была проведена серьезная работа по адаптации и переработке известных музыкальных произведений. «Первое Музыкальное издательство» являлось в этом проекте музыкальным агентом Валерия Тодоровского, и их работа с Константином Меладзе, выступившим музыкальным продюсером фильма, была признана весьма успешной.

На семинаре директор издательства рассказал также о схеме работы с прокатными и дистрибьюторскими организациями в том случае, если композитор недоволен отчислениями за музыкальные авторские права. «Бывает,- пояснил Максим, - когда производители кинофильмов пытаются скрыть реальные бюджеты на производство и маркетинг. В этом случае обладатели прав стараются найти компромисс и достигнуть соглашения на базе аналогичных продуктов».

По словам музыкального продюсера, «в кино обычно используется 2 способа получения музыки для фильма: либо договор на создание музыки специально для фильма, либо договор лицензирования на использование музыкального произведения в составе аудиовизуального продукта». В первом случае права на музыку передаются продюсеру фильма, во втором – остаются у композитора.

В качестве примера выгодного использования кино для музыкантов Максим рассказал об известном рингтоне из фильма «Бумер». Авторские права остались за музыкантом Сергеем Шнуровым и, несмотря на то, что «продвижением в массы» этого рингтона занимались создатели фильма, все отчисления от продажи этой музыки вне фильма получил музыкант. Учитывая популярность сервисов по скачиванию рингтонов в те годы, это были существенные суммы. Данным случаем Максим еще раз проиллюстрировал важность прописывания в договорах детальных условий использования музыкальных произведений в составе кинофильма. В заключение встречи были озвучены контакты «Первого музыкального Издательства». По всем вопросам, связанным с использованием музыкальных произведений в кинофильмах, необходимо обращаться к начальнику отдела кино и телевидения ООО «Первое музыкальное Издательство» Калиничевой Анне. Контакты: +7(495) 785-22-84, anya@1mp.ru,www.1mp.ru.

Исполнительный директор НФПП Наталья Гойденко рассказала о том, что одной из целевых программ фонда является поддержка молодых талантов и предоставление грантов на реализацию наиболее интересных творческих проектов, в том числе съемки дебютных фильмов.

В целом, семинар оказался интересным и полезным для участников. Начинающие кинематографисты активно задавали вопросы и принимали живое участие в дискуссии. НФПП благодарит Максима Дмитриева за участие в этом полезном мероприятии и надеется на дальнейшее сотрудничество с «Первым музыкальным Издательством» и Молодежным центром СК РФ.